![Перевозка строительных модулей](https://x-jet.ru/wp-content/uploads/2023/10/MOdulnye-zdaniya.jpg)
Источник фото: “Строительство.RU”
Наша жизнь продолжает стандартизироваться, все стремится к простоте, компактности, мобильности. А значит и к удобству. Почему мир покоряют быстровозводимые модульные здания?
Модульные здания оптимально вписываются в эту тенденцию. Возвести новый объект как конструктор, с минимальными трудовыми и материальными затратами – воплощенная мечта!
Однако обратная сторона стандартизации – единообразие. Чему в конце концов отдадут предпочтение: эффективности или индивидуальности? Ответ пока неочевиден.
Этаж в час
Китайскую компанию BROAD (Broad Sustainable Building) часто приводят в пример, когда речь заходит о плюсах модульного строительства. Сначала китайцы научились работать со скоростью три этажа в день, потом – 5-6 этажей за 1 день. В 2010 году компания построила 57-этажный небоскреб всего за 19 дней. И, наконец, триумфальный результат – 11-этажное здание за 28 часов.
Секрет феноменальной скорости – применение готовых модулей – это практически готовая квартира или даже целая рекреация.
Кроме прочего, за последние 6 лет компания возвела 58 зданий по требованиям сейсмоустойчивости землетрясениям мощностью 9 баллов, с повышенным коэффициентом энергоэффективности и качеством внутреннего воздуха.
Здания практически полностью производятся на фабриках. Поезда из фур, груженых контейнерами, передвигаются по трассам страны, доставляя груз за тысячи километров.
От складов и цехов к жилью и соц. объектам
Можем ли мы в России, с такой же уверенностью утверждать, что за такой технологией будущее? И выгодно ли нам перевозить элементы зданий за тысячи километров, да пусть даже и за сто? Или все-таки нам ближе традиционное строительство?
Ответ на этот вопрос пытаются дать российские компании, которые активно пробуют хотя бы сформировать спрос на продукцию подобного рода.
Спецификация быстровозводимых зданий у нас и за рубежом разная. У них из модулей строят почти всё, а у нас – это, в основном, производственные и сельскохозяйственные помещения, склады, объекты бытового назначения. И в основном востребована там, где затруднено, запрещено или экономически нецелесообразно капитальное строительство. Из модулей можно строить быстро и с минимальными человеческими и материальными ресурсами.
Например, в Ненецком АО где в сложные климатические и геологические условиях, нет на месте нужной строительной техники, есть дефицит электроэнергии. Кроме того, отсутствуют места для проживания строительных бригад. Можно добавить сюда сложную логистику и «никакую» транспортную инфраструктуру.
Именно Prefab – модульная технология – помогла справиться со всеми препятствиями. Более того, стала единственно возможной технологией в этих условиях.
Изготовление каркаса, наружная обшивка, покраска, утепление, внутренняя отделка, монтаж электросети, сантехники и даже мебели – все это в модульной технологии обычно производятся в заводских условиях. Дальше происходит транспортировка, и остается только монтаж на фундамент, заделка стыков, подключение к инженерным сетям. И всё: объект готов.
Посмотрели, научились, внедрили
Некоторые российские компании, начав с иностранных модулей, освоили технологии и создали свои производственные линии.
Одна из таких компаний – ГК «Прозрачный мир» занимается модульным строительством с 2008 года. Причем проектирует инфраструктурные и социальные объекты. С 2018 года компания специализируется на производстве транспортабельных блоков, которые изготавливает на своей производственной площадке в Твери. Построено уже более 26 объектов. Среди них Федеральные центры кардиохирургии в Астрахани и Пензе, Центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования в Смоленске.
Плюсы и… плюсы
В числе преимуществ, которые привлекают строительные компании в модульной технологии, обычно называют:
- экономичность
- заводское изготовление, не зависящее от погодных условий
- неизменная цена и сроки изготовления
- более короткое (почти наполовину) время строительства
- гибкость по размерам и конфигурациям здания
- легкость изменения параметров
Те, кто занимается мини-«префабом», добавляют сюда:
- учет особенностей небольших населенных пунктов
- высокую устойчивость зданий к снеговым и ветровым нагрузкам
- антивандальное исполнение
- возможность демонтажа и переноса объекта в другое место
- минимальное вмешательство в окружающую среду
Что может помешать
Препятствиями для продвижения фаб-технологии на отечественный рынок, пожалуй, могут стать лишь три вещи.
- Транспортировка и логистика. Доставка крупных и тяжелых модулей может серьезно влиять на целостность дорожного полотна. Да, сама перевозка – недешевое удовольствие.
- Стандартизация. Чтобы осуществить качественный монтаж здания, его элементы должны идеально подходить друг другу. Этого можно достичь только за счет максимальной стандартизации. То есть об архитектурных изысках и индивидуальности говорить уже не приходится.
- Конкурентные технологии. Пока 3D принтеры не умеют быстро печатать здания, но скоро научатся. А значит модульным технологиям придется всерьез отстаивать право называться самым быстрым способом строительства.